Полная замена тазобедренного сустава

Полная замена тазобедренного сустава ‒ это операция по удалению сильно поврежденного сустава и его замена на искусственный сустав (эндопротез). Операция проводится с целью устранения боли и восстановления функции сустава.

Полная замена тазобедренного сустава (тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава) ‒ обычная операция, проводимая в клиниках Capio как плановая (несрочная) операция, обычно предполагающая 4-7-дневное пребывание в больнице. Если операция проводится в частном порядке (оплачивается пациентом), стоимость может составить примерно 13 000 евро.

Люди, перенесшие операцию по замене тазобедренного сустава, должны обратиться к своему врачу, если их тревожат боль или дискомфорт. Несмотря на эти проблемы, замена тазобедренного сустава, как правило, является безопасной и успешной процедурой, которая уменьшает боль и улучшает подвижность.

Вступление

В здоровом тазобедренном суставе гладкий хрящ покрывает концы бедренной кости, а также суставную впадину (известную как вертлужная впадина), в которую входит шарообразная головка бедренной кости. Хрящ, по сути, является своего рода прокладкой, обеспечивающей легкое скольжение головки внутри суставной впадины. Окружающие мышцы поддерживают сустав и помогают ему свободно двигаться.

Наиболее частой причиной ухудшения состояния тазобедренного сустава является остеоартроз. Это заболевание сопровождается повреждением и износом хряща, что приводит к трению костей в суставе друг о друга. При движении сустава головка трется о суставную впадину, в результате чего концы костей становятся шероховатыми и неровными. Это, а также возникающие при этом состоянии небольшие трещины в кости, вызывают боль и тугоподвижность.

К другим заболеваниям, которые могут повредить тазобедренный сустав в той степени, в которой он требует замены, относятся ревматоидный артрит (воспалительный артрит), остеонекроз (когда плохое кровоснабжение шаровидной части сустава приводит к его ослаблению и деформации) и переломы тазобедренного сустава (особенно у пожилых людей).

Операция по замене тазобедренного сустава действительно нужна тем, у кого боль в бедре и/ или тугоподвижность:

• ограничивают повседневную активность, в частности ходьбу или сгибание;
  • мешают спать;
  • сохраняются, несмотря на прием противовоспалительных/ обезболивающих препаратов, физиотерапию или использование опор при ходьбе.

Наши хирурги-ортопеды оценят необходимость замены тазобедренного сустава, принимая во внимание историю болезни, образ жизни пациента, результаты физического обследование (особенно диапазон движения сустава и силу поддерживающих его мышц), анализов крови и рентгеновские снимки поврежденного бедра. Замена тазобедренного сустава ‒ обширное оперативное вмешательство, поэтому прежде чем принять решение о его проведении, необходимо многое рассмотреть. Следует обсудить риски и преимущества операции. К самым распространенным рискам, связанным с заменой тазобедренного сустава, относятся:

• Анестезиологические риски (присущи всем операциям)
  • Инфекция, как раны, так и самого искусственного сустава
  • Образование тромбов
  • Повреждение нервов и кровеносных сосудов, окружающих сустав
  • Перелом здоровых участков тазобедренного сустава во время операции
  • Смещение искусственного сустава
  • Изменение длины оперированной ноги

Операция

В клиниках Capio операция по замене тазобедренного сустава проводится с использованием местной или общей анестезии. Это вопрос обсуждается с анестезиологом до операции.

Операция обычно занимает до 2 часов. Искусственный тазобедренный сустав (эндопротез) состоит из головки и ножки (бедренный компонент) и чашки (компонент вертлужной впадины). Существует много различных видов эндопротезов, изготовленных из различных металлов (например, из нержавеющей стали, хрома, титана), керамики, пластмассы или их комбинации. Два компонента эндопротеза соединяются вместе, образуя гладкий сустав. Некоторые эндопротезы «цементируют» с помощью специального акрилового костного цемента. Другие крепятся к костям без цемента.

Операция начинается с разреза, который делают сбоку вдоль подлежащего замене тазобедренного сустава. Мышцы, поддерживающие сустав, отделяют и отсекают поврежденную головку сустава от верхней части бедренной кости. Бедренный компонент эндопротеза вставляют в бедренную кость, а вертлужный компонент протеза в подготовленную впадину в тазовой кости. Затем искусственная головка и чашка соединяются, и хирург присоединяет мышцы к верхней части бедренной кости. Вставляют дренажные трубки для удаления жидкостей и/ или крови из нового сустава и зашивают разрез.

Антибиотики обычно назначают во время и после операции с целью предотвращения развития инфекции в новом суставе. Также может потребоваться переливание крови. Все это хирург обсуждает с пациентом до операции.

Операция по замене тазобедренного сустава связана с повышенным риском образования тромбов в ногах. Профилактические меры обычно включают:

• Раннюю мобилизацию: поощряются сидение и даже попытки ходить с костылями или ходунками вскоре после операции.
  • Ношение эластичных компрессионных чулок или надувных компрессионных ботинок, что предотвращает застой крови в венах ног и снижает риск образования тромбов.
  • Прием разжижающих кровь препаратов: инъекционные или пероральные препараты для разжижжения крови могут назначаться после операции.

Восстановление

После операции медперсонал клиник Capio внимательно следит за артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, частотой дыхания, уровнем кислорода и кровообращением в ноге.

Устанавливают катетер для слива мочи из мочевого пузыря (обычно на 24-48 часов). Боль устраняют путем введения обезболивающих лекарств (таблетки и капельницы в руку или кисть руки). Некоторым пациентам обезболивающий препарат вводят через маленькую трубку в спину (эпидуральную область). Обезболивание обычно проводят в течение 48 часов после операции.

Питательный раствор вводят с помощью капельницы (внутривенно) до тех пор, пока пациент не начнет хорошо есть и пить. В течение первых 24-48 часов после операции вводят антибиотики, тоже с помощью капельного оборудования.

Эндопротез тазобедренного сустава имеет ограниченный диапазон движений по сравнению с естественным суставом, и необходимо соблюдать особую осторожность, пока мягкие ткани вокруг нового сустава не заживут. Для предотвращения смещения сустава следует избегать определенных движений и позиций, особенно в течение первых шести недель после операции, когда риск смещения наиболее велик.

После операции наши специалисты обучат движениям и упражнениям, которые помогут в восстановлении. Успех операции зависит от соблюдения всех инструкций в больнице и выполнения предписанных упражнений в домашних условиях. В целом, для восстановления дома можно дать следующие рекомендации:

• Не скрещивайте ноги (в том числе и лодыжки)
  • Не наклоняйся низко
  • Не поднимайте тяжелые предметы
  • Избегайте сильных или резких движений бедром
  • Избегайте скручивающих движений бедром
  • Не лежите на оперированном боку
  • Всегда располагайте подушку между ног, когда лежите на боку
  • Не стойте долго
  • Сидите на жестком стуле с подлокотниками (помогут садиться и вставать со стула)
  • Быстро обрабатывайте царапины и порезы, чтобы уменьшить вероятность заражения нового сустава

В клинике Capio пациенты обычно находятся 4-7 дней. Наша команда постоянно проводит оценку выздоровления и рекомендует пациента к выписке, когда это становится целесообразным. Важно, чтобы дома после выписки кто-нибудь помогал. Также обсуждается необходимость установки специального оборудования на дому для оказания помощи.

Костылями придется пользоваться в течение шести недель после операции. К этому времени большинство людей возвращаются к обычным занятиям, включая вождение. На полное восстановление может уйти от 3 до 6 месяцев.

Через 2-6 недель после операции необходим осмотр у хирурга для оценки восстановления. Могут порекомендовать долгосрочное наблюдение с целью контроля износа искусственного сустава. Может случиться так, что понадобится замена искусственного сустава, если он значительно изнашивается. В целом, большинство искусственных тазобедренных суставов служат не менее 15 лет, если о них заботятся и не подвергают чрезмерным нагрузкам.