Ревизионная операция по замене сустава

Ревизионная операция по замене сустава представляет собой хирургическое вмешательство по замене пришедшего в негодность ранее установленного искусственного сустава (протеза). Замена суставов ‒ одно из наиболее распространенных вмешательств, выполняемых специалистами клиник Капио. Такие операции довольно успешны и дают хорошие результаты у большинства пациентов. Однако есть проблема, которая связана с износом имплантата, что, к сожалению, происходит со временем.

Имплантаты обычно изнашиваются довольно медленно, однако с годами проблема усугубляется. Через 10 лет после первичного эндопротезирования вероятность того, что искусственный сустав будет функционировать, составляет 90%. Еще через 10 лет эта вероятность снижается примерно до 80%. Даже по прошествии 30 лет около половины таких суставов все еще неплохо работают. Пациентам с износившимися эндопротезами требуется повторная операция по их замене. К ревизионным операциям также прибегают для лечения осложнений, связанных с инфекцией, смещением имплантата или переломами близлежащих костей.

Почему искусственные суставы изнашиваются?

Искусственные суставы приходят в негодность по разным причинам. Наиболее распространенная из них ‒ асептическое расшатывание. Оно случается, когда ослабевает крепление имплантата к кости. Расшатанный искусственный сустав причиняет боль. В таких случаях, как правило, требуется повторная операция по его замене.

К другим причинам изнашивания эндопротезов относятся инфекция, разрушение протеза, повреждение кости вокруг него и другие осложнения. В зависимости от причины прихода эндопротеза в негодность помимо ревизионного эндопротезирования может потребоваться лечение. Так, в случае инфицирования, эндопротез, возможно, придется удалить, лечить инфекцию, а спустя несколько месяцев провести ревизионное эндопротезирование.

В чем сложность ревизионных операций?

Повторное эндопротезирование ‒ более сложная процедура, и результаты не такие хорошие, как после первичного эндопротезирования. Проблемы технического характера связаны с состоянием кости и наличием возможности зафиксировать новый сустав в нужном положении должным образом. Кроме того, для удаления старого имплантата может потребоваться более обширное хирургическое вмешательство. Вместе эти проблемы часто приводят к тому, что ревизионное эндопротезирование оказывается намного более сложной операцией даже в плане подготовки к ней. Ведь необходимо создать имплантат, который поможет пациенту восстановиться в достаточной мере.

Еще одна проблема, возникающая в связи с ревизионным эндопротезированием, заключается в том, что процедура сама по себе, как правило, бывает более сложной. Пациенты стареют, и они уже не такие выносливые, чтобы успешно перенести длительное хирургическое вмешательство. Операция технически более сложная, чем первичное эндопротезирование, и воздействие на пациента более существенное за счет большей длительности операции и большей потери крови. Все это требует тщательного планирования, в котором наряду с хирургами-ортопедами участвуют врачи общей практики и анестезиологи.

Когда проводить повторное эндопротезирование?

Иногда пациенты ощущают незначительные проявления симптомов, но рентгеновский снимок указывает на необходимость повторной замены сустава. Бывает и так, что, несмотря на значительные симптомы, наш хирург-ортопед рекомендует воздержаться от такой операции.

Очень сложно принять решение о повторной замене имплантата. Не все проблемы, связанные с заменой суставов, решаются с помощью ревизионной операции. Все рассматривается в индивидуальном порядке, обобщения здесь неуместны. Если вам уже устанавливали искусственный сустав, и вы считаете, что скоро вам потребуется повторная операция, вам следует обсудить возможные варианты с нашим хирургом-ортопедом.

Процедура

Ревизионное эндопротезирование ‒ более сложная процедура, которая занимает больше времени, чем первичное эндопротезирование. В большинстве случаев на операцию уходит несколько часов.

Для начала врач сделает разрез по линии разреза, сделанного во время предыдущей операции. Разрез может быть длиннее, чтобы можно было удалить старые компоненты. После того, как разрез сделан, врач обнажит сустав.

Далее врач осмотрит мягкие ткани, чтобы убедиться в отсутствии инфекции и других проблем, например, реакции на металлические компоненты. После этого оценят все части протеза, чтобы определить, какие из них изношены, расшатались или сместились с места.

Очень осторожно врач удалит установленный ранее имплантат. При этом необходимо сохранить как можно больше кости. Если при первичном эндопротезировании использовался цемент, его тоже удаляют. Это трудоемкий процесс, который увеличивает сложность и длительность ревизионной операции.

Иногда прибегают к управляемому «перелому» бедренной кости, чтобы удалить хорошо зафиксированную ножку. После установки новой ножки бедренную кость собирают вместе.

После удаления первоначального имплантата хирург подготавливает поверхности костей таза и бедренной кости для нового имплантата. В некоторых случаях значительной потери костной массы в этих областях не избежать. Если это происходит, кость наращивают с помощью металлических конструкций или костных трансплантатов.

Наконец, врач вставит подогнанный имплантат. Часто требуется несколько винтов, чтобы зафиксировать новую чашку на месте пока не разрастется кость. Врач проверит движение сустава, чтобы убедиться, что имплантаты хорошо зафиксированы и шарик устойчив внутри чашки.

Специальные «пробные» имплантаты обычно тестируются перед установкой и фиксацией конечных компонентов. Для сбора жидкости или крови, которая может остаться после операции, устанавливают дренаж.

После операции вас переведут в послеоперационную палату, где вы будете находиться в течение нескольких часов, пока не выйдете из наркоза. Когда вы проснетесь, вас доставят в больничную палату.

Что происходит после операции?

После операции наш хирург назначает лекарства или терапию для предотвращения образования тромбов. Чтобы снизить вероятность возникновения тромбоза глубоких вен (ТГВ) после операции, вам будут давать лекарства, а также наденут на вас специальные чулки, а через два-три дня после операции примут меры для стимуляции кровообращения в лодыжках. Вам могут назначить контролируемую пациентом анальгезию, то есть вы будете самостоятельно контролировать внутривенный прием обезболивающего препарата в течение 1-2 дней после операции. В зависимости от метода закрытия раны может быть назначен прием у хирурга для снятия швов. Позвоните нашему хирургу, если у вас появились какие-либо из следующих симптомов:

• сильное покраснение раны;
  • боль или отек;
  • шишки или пустулы;
  • выпал дренаж;
  • любые другие изменения, которые тревожат вас.

Осложнения

Как и любая хирургическая процедура, ревизионное эндопротезирование сопряжено с рисками. Поскольку эта процедура более длительная и более сложная, чем первичное эндопротезирование, риск осложнений гораздо больший. Перед операцией наш врач обсудит с вами каждый из этих рисков и примет конкретные меры, чтобы избежать возможных осложнений.

К возможным рискам и осложнениям ревизионной операции относятся:

• Смещение сустава
  • Инфекция
  • Образование тромбов
  • Легочная эмболия (тромб в легких)
  • Гетеротопическая оссификация (новая кость может образоваться там, где ее обычно не должно быть)
  • Перелом
  • Повреждение нервов или кровеносных сосудов
  • Неспособность кости прикрепиться к металлическому имплантату
  • Расшатывание имплантата

Как проходит реабилитация после операции?

После ревизионного эндопротезирования требуется период адаптации. Важно, чтобы пациенты выполняли упражнения для уменьшения отечности. Пациенты должны помнить, что обычные действия (посадка в машину, бритье, подъем по лестнице) будут даваться с трудом. Примерно через месяц врач сделает рентген, чтобы посмотреть, как идет заживление. Примерно через 6 месяцев пациенты смогут ходить без хромоты и без болей в суставах.

Реабилитация и физиотерапия начинаются сразу же после операции и продолжаются на протяжении всего периода госпитализации и в течение одного года после операции. Наш физиотерапевт поставит перед вами цели и даст инструкции, которым вы должны следовать в больнице и дома, выполняя специальные упражнения, необходимые для успешного восстановления. Могут быть ограничения на выполнение упражнений с весом.

В первый день после операции физиотерапевт клиники Капио встретится с вами в вашей больничной палате и оценит ваше состояние. Наш врач решает, что будет лучше для вашего восстановления после выписки из больницы: отправиться домой или в реабилитационный центр. В реабилитационном центре с вами будут работать физиотерапевт и специалист по гигиене труда. Вы восстановите свои силы, освоите все необходимые упражнения и узнаете о мерах предосторожности, которым вы должны следовать. Срок пребывания в этом учреждении составляет от 5 до 14 дней. Помощник врача или медсестра обсудит с вами имеющиеся у вас возможности. За все планирование вашей реабилитации отвечает менеджер по работе с пациентами.